Контакты
 ICQ: 317793623   +7 (495) 66-29-809 (многоканальный), +7 (901) 533-58-41
RU   EN    
 
ПРОДАЖА ПРИЦЕПОВ МАШИНЫ КОНЕВОЗКИ ФАРКОПЫ ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ПРИЦЕПОВ АРЕНДА ПРИЦЕПОВ ПЕРЕВОЗКА ЛОШАДЕЙ



Породы лошадей

ПЕРШЕРОНЫ (The Percheron Horse)

ПЕРШЕРОНЫ (The Percheron Horse)

Фотографии: [1] [2] [3][4] [5] [6] [7] [8]

Происхождение: Франция

Масть: серая, вороная

Высота в холке: 1,50 - 1,65 м (маленькая). 1,65 - 1,80 м (большая)

Использование: тяжелая упряжка


Першерон, несомненно, одна из лучших конских пород Франции. Эти мощные великаны получили признание во всем мире: их можно встретить практически на всех континентах, на самых разных широтах - от Австралии до Канады.

Першеронская порода лошадей выведена во Франции, в провинции Перш. Графство Перш располагалось в Нормандии, к югу от устья Сены. Природные условия здесь идеально подходят для коневодства: на хорошо увлажненных плодородных почвах вырастает богатый травостой, а умеренные температуры и обилие водных источников позволяют содержать лошадей вне помещений большую часть года. Недаром еще в средние века Нормандия стала одним из ведущих коневодческих районов Франции.

О времени появления першеронской породы единого мнения нет. Одни исследователи считают першеронов потомками самых древних французских лошадей, другие утверждают, что порода недавнего происхождения, так как стала известна только с начала ХIХ века. Дело в том, что коневодам Перша постоянно приходилось учитывать требования времени, изменяя тип лошади.

Древнюю лошадь Перша описывают крепкой, среднего роста, обладавшей большой силой и очень работоспособной. Масть ее обычно была гнедой, типичную для современных першеронов серую масть стали культивировать позже. Во времена Цезаря на территории Перша разводили подвижную лошадь для конницы. Позднее, в эпоху феодального рыцарства, появляется массивный, мощного сложения верховой рыцарский конь, способный нести всадника в тяжелых доспехах, - он-то и стал прообразом першеронской породы. Но прошли века, рыцарская кавалерия сошла со сцены, а першероны превратились в упряжных лошадей.

В XVIII веке першероны были разнотипными. Для городов выращивали тяжелых лошадей, для армии - более легких верховых. Позднее крупные тяжеловозы стали пользоваться спросом на внешнем рынке, и большинство хозяйств Перша стремилось «утяжелить» своих лошадей. Но для внутреннего рынка по-прежнему разводили сухую и подвижную, не столь массивную лошадь. Российский «Журнал коннозаводства и охоты» в 1853 году описывает першеронов, разделяя их на больших и малых. Малые першероны - среднего роста и легки на ходу, они годны и под седло, и для быстрой упряжной езды; большие - выше, плотнее, массивнее, они более приспособлены для медленной возки тяжестей и полевых работ. Вот как характеризует эти типы один из тогдашних владельцев першеронских лошадей: «Под грубою формою першеронская лошадь представляет Геркулеса, двигающего огромные тяжести, а в формах более легких она, как легконогий Ахилл, влечет Ост-Индскую почту между Марселем и Булонью по 18 км в час. А засим не служит ли эта лошадь для першеронского жителя предметом гордости и выгоды, когда она, только что отлученная от матки, продается уже почти за ту цену, которую ремонтеры предлагают за лошадей взрослых!».

Долгое время першероны были лучшими лошадьми для почтовых дилижансов. Однако в 1838 году началось строительство первой французской железной дороги. Тогда першероны «переквалифицировались» на городские омнибусы.

Время омнибусов было золотым для першеронов. Спрос на этих лошадей был очень высок: ежегодно для парижских омнибусов закупалось до 4 тысяч першеронов! К тому же развитие земледелия и успехи сельского хозяйства поставили коннозаводство Франции на высокую ступень доходности. Лучшие кобылы и жеребцы были так же известны, как в наше время победители приза Триумфальной арки. Ежегодно множество прекрасных лошадей продавалось и на экспорт.
Арабские предки французского тяжеловоза

Сегодня трудно точно установить, какие именно породы участвовали в формировании першерона. Есть предположение, что в его жилах течет кровь датских и полукровных английских лошадей. Но что можно утверждать абсолютно точно, так это то, что першерон - самая «арабизированная» порода тяжеловозов. Доступ к восточным лошадям у нормандских коневодов появился еще в VIII веке, когда франкские рыцари Карла Мартелла разгромили при Пуатье мавров. В конце XI века восточных лошадей привез граф Робер де Ротру, участник первого крестового похода.

С 1760 года коневоды Перша получили возможность использовать арабских жеребцов из конного завода Ле Пен. Во время Великой французской революции першеронская порода была почти полностью уничтожена. Но потребность армии в лошадях возрастала, и уже в 1803 году появился декрет Наполеона, который предписывал восстановить породу и организовать испытания. Были вновь созданы конные заводы и депо жеребцов-производителей. Примерно в 1820 году в Перш были завезены арабские и турецкие жеребцы. Один из них, турецкий Галлиполи, оставил в породе яркий след, а его прямой потомок Жан ле Блан оказал огромное влияние на всю популяцию рабочих лошадей в районе Перша.

Хотя современный першерон - типичный тяжеловоз, арабская кровь заметно сказывается в нем. Сухость сложения, прекрасные движения на рыси, более легкая голова выгодно отличают першеронов от других пород этого типа. По-видимому, от арабских предков унаследована и нарядная серая масть.

Но все же одна восточная кровь вряд ли дала бы такие результаты без полноценного кормления, грамотного выращивания и высокой культуры коннозаводства. Немало способствовали формированию типа породы и регулярные выставки. Первая выставка першеронов была организована в 1826 году, на ней было показано более 70 племенных кобыл и выдано 30 призов. Особенностью коневодства Франции было наличие элеверов - хозяйств, специализировавшихся на доращивании и продаже молодняка. Жеребят на 5-м или 6-м месяце отнимали от матки и продавали на более крупные фермы, где их доращивали и в 1,5 года начинали приучать к работе. В 3 года першеронский жеребенок переходил в новые руки, в 4-5 лет продавался на ярмарке.

В 1883 году во Франции было создано Общество першеронских коневодов и выпущен первый том студбука першеронов, включавший 530 рожденных в Перше жеребцов и кобыл установленного происхождения и с ярко выраженными признаками породы. Теперь совершенствование породы велось в основном путем чистопородного разведения: с 1885 года в студбук записывают только тех лошадей, предки которых упомянуты в первом томе. Сегодня племенные книги першеронов ведутся представителями Министерства сельского хозяйства и синдикатами племенных хозяйств.

Все основные упряжные породы Франции в той или иной степени испытали влияние першерона. Особенно тесная генетическая связь объединяет першерона с булонской породой, которая по своему облику напоминает некрупного, сухого и породного першерона.

Наибольшего расцвета тяжеловозное коневодство достигло в период с 1880 по 1920 год, когда на лошадях выполнялись все основные сельскохозяйственные и транспортные работы. Механизация производства привела к резкому сокращению конского поголовья. Его минимум пришелся на 1960-70-е годы. Однако в дальнейшем, особенно в 80-е годы, численность тяжеловозов вновь стала возрастать и продолжает расти сегодня. Дело в том, что для тяжеловозных лошадей появились новые виды полезного использования. Помимо сельскохозяйственных и транспортных работ, тяжеловозы нашли применение в спорте, разнообразных шоу и индустрии отдыха. Очень важной областью использования тяжеловозов на Западе стало продуктивное коневодство, развитие которого поощряется и дотируется государством.

Сегодня першероны составляют довольно многочисленную популяцию и входят в число наиболее распространенных тяжелоупряжных пород Франции. Численность маток составляет около 4,5 тысяч голов, что более чем в четыре раза превышает количество племенных кобыл всех четырех тяжеловозных пород, разводимых в нашей стране.

До недавнего времени всем французским тяжеловозам купировали хвосты. Считалось, что длинный хвост может запутаться в упряжи, но, возможно, у этого обычая была и какая-то ритуальная подоплека. В любом случае главным оправданием здесь была давняя традиция, а лошадь лишалась естественного средства защиты от насекомых. Однако этой традицией всерьез занялись защитники животных, и в 1996 году на купирование хвостов был наложен запрет.

ИсточникКонный мир №5 2001 г, Цыганок И.
Порода, перевозимая МАК

назад

Предлагаем обмен FLASH-банерами. info@konevoz.ru



    Фаркопы: продажа и установка
    Фаркоп-Прицеп-Продажа ТСУ
    Яндекс цитирования konevoz.ru Rambler's Top100 Лошади и конный спорт Московское Объединение Конеперевозчиков